По данным статистики, около 40% обращений в автосервисы связаны с жалобами на стук в подвеске во время движения по неровностям. Для тех, кто хочет самостоятельно разобраться в причинах данного звука, мы составили список основных причин и методов их диагностики.

1. Шаровые опоры. Традиционный источник звуков, которые часто описывают как «стук в переднем колесе при движении». Для диагностики износа именно шаровой опоры нужно поднять автомобиль на подъёмнике или хотя бы вывесить колесо с нужной стороны. Дальше необходимо покачать колесо, взявшись за его нижнюю часть. Неисправная шаровая опора выдаст себя ощутимым люфтом и глухим стуком.
2. Сайлентблоки. Опытный механик может легко определить «изношенные» сайлентблоки на подъёмнике (или домкрате) с помощью монтировки. Достаточно поднять колесо и пошевелить рычаги, чтобы оценить величину люфта в каждом из шарниров: важно обнаружить увеличившийся зазор, вызванный отслоением резины от металла.
3. Стойка амортизатора. Может издавать как сам амортизатор (если его ёмкость опустела либо неисправна часть «начинки»), так и его крепёжные проушины, в которых износились уплотнительные резиновые втулки. Проверить исправность амортизаторов можно, поочерёдно раскачивая соответствующий край автомобиля. Для более точной локализации стука лучше опираться на верхнюю часть стойки (спереди она обычно крепится через опорный подшипник в «стакане» моторного отсека).
4. Стойки стабилизатора. Пожалуй, самые частые источники посторонних шумов в передней подвеске, поскольку их замена требуется гораздо чаще, независимо от марки и модели автомобиля. Сначала обеими руками нужно пошатать обе детали, держась за центр штока и каждую из «костяшек» по очереди. Наличие стука и свободного люфта указывает на неисправность шарниров. Для более точного результата можно попросить кого-то сверху несколько раз качнуть автомобиль, не убирая рук со стойки стабилизатора. Если обнаруживается люфт и стуки в стойке, требуется замена.
- Диагностика рулевой системы
Приводы рулевого управления, включая тяги и наконечники, играют ключевую роль в работе передней подвески. Проблемы с данными элементами могут вызывать звуки, схожие с теми, что издает неисправный амортизатор, но при этом они сопровождаются вибрацией рулевого колеса. Процесс диагностики компонентов рулевого управления достаточно прост, хотя желательно иметь помощника. Один человек в салоне должен резко качать руль в разные стороны, второй (лучше на яме) пытается руками нащупать люфт и глухие удары в шарнирах рулевых наконечников.
- Тормозная система и другие источники стука
Тормозные механизмы, которые часто не воспринимаются как часть подвески, также могут быть причиной появления ритмичных и неприятных звуков. Если при торможении посторонние шумы исчезают, стоит обратить внимание на тормозную систему. В таком случае виновниками могут оказаться тормозные диски, суппорты или колодки. Последние могут издавать громкие звуки на низкой скорости из-за износа или поломки пружинок, удерживающих их в суппорте. Обратная ситуация также возможна: звуки могут возникать при замедлении движения, что указывает на проблемы с задними барабанными тормозами или механизмом ручного тормоза. Если шум исходит от ШРУСа (шарнира равных угловых скоростей), это обычно проявляется в виде характерного хруста или щелчков при трогании с вывернутыми колесами — такую неисправность трудно перепутать с другими проблемами.
