Современные автоматические трансмиссии обеспечивают плавное ускорение, что является одним из их основных достоинств. Однако в процессе эксплуатации могут возникать рывки при ускорении и переключении передач.

Давайте разберёмся, почему это происходит, насколько это серьёзно и какие меры можно предпринять.
1. Неподходящее или недостаточное количество масла
Трансмиссионные жидкости различаются, и важно использовать ту, что рекомендована производителем автомобиля или правильно подобранный аналог. Рывки при переключении могут возникнуть из-за неправильного выбора масла или его недостаточного уровня, например, если есть утечка из-под прокладки поддона.
2. Перегрев АКПП
Автоматическая коробка передач имеет свой радиатор, который может быть как отдельным элементом, так и частью основного радиатора охлаждения. Несмотря на это, он подвержен загрязнению. В отличие от перегрева двигателя, который можно легко заметить по индикатору, перегрев АКПП может не проявляться до критического уровня, особенно при высокой нагрузке, например, на бездорожье.
3. Подгорание фрикционов
Фрикционы в автоматических трансмиссиях выполняют функцию сцепления и отвечают за передачу крутящего момента. Если они перегреваются и подгорают, переключения будут происходить с рывками, так как пакеты не смогут работать плавно. Если рывки происходят постоянно при каждой смене диапазона, это может указывать на общее ухудшение состояния фрикционов. Но бывает и так, что подгорает только один пакет, если, например, вы долго буксовали в снегу на второй передаче. Тогда дёргается «автомат» при переключении уже на конкретную передачу.
4. Износ соленоидов
Соленоиды — это электромагнитные клапаны, регулирующие подачу трансмиссионной жидкости к фрикционам. Со временем они могут изнашиваться и заедать, что приводит к задержкам в открытии и закрытии масляного канала, вызывая дёргание при переключении передач.
5. Неисправность масляного насоса
Хотя насос в АКПП считается надёжным элементом, он не вечен. После нескольких сотен тысяч километров он может выйти из строя частично или полностью. В последнем случае это также может вызвать рывки при переключении.
6. Проблемы с электроникой и ЭБУ
В современных автомобилях многие неисправности могут быть связаны с сбоями в электрике или блоке управления. Рывки в работе АКПП могут быть следствием неправильных показаний датчиков (например, давления масла) или ошибок в программном обеспечении. Иногда дилеры обновляют прошивку коробки, и если «пинки» появились после визита в сервис, стоит уточнить, не связано ли это с новым ПО.
Разобравшись в возможных причинах дёргания АКПП, вы сможете принять необходимые меры для устранения проблемы и обеспечить более комфортную езду.
